Профориентационная
работа в школе
План
по профориентации школьников на 2023-2024 учебный год
Профориентация –
комплекс психолого-педагогических мер,
направленный на профессиональное
самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через
учебно-воспитательный процесс,
внеурочную и внешкольную работу с
учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности;
- выработка у школьников
профессионального самоопределения в
условиях свободы выбора сферы
деятельности, в соответствии со своими
возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях,
склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы
сотрудничества старшей ступени школы с
учреждениями дополнительного и
профессионального образования.
Основные направления профессиональной
ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной
работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников
ценностного отношения к труду, понимание
его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности,
основанной на практической включенности
в различные ее виды, в том числе
социальную, трудовую, игровую,
исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о
мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного
смысла в приобретении познавательного
опыта и интереса к профессиональной
деятельности;
- Представления о собственных интересах
и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в
различных сферах
социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное
профконсультирование, с целью выявления
и формирования адекватного принятия
решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов,
оценка готовности к избранной
деятельности.
Направления и формы профориентационной
работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации,
страничка на школьном сайте в разделе «Мероприятия
по профориентации в школе».
- Осуществление взаимодействия с
учреждениями дополнительного
образования, профориентационными
центрами
Клепиковского
района и Рязанской области
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия:
викторины, беседы, тематические классные
часы, цикл занятий и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся,
с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля
обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных
предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11
классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в
учебные заведения, на предприятия;
посещения дней открытых дверей учебных
заведений;
- Встречи с представителями предприятий,
учебных заведений;
- Участие в конкурсах
декоративно-прикладного и технического
творчества. Привлечение к занятиям в
кружках и спортивных секциях в школе в
учреждениях дополнительного образования
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний
(общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с
родителями по вопросу выбора профессий,
учебного заведения учащимися.
Рекомендации психолога
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело,
оно может оказаться самым трудным
выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры
родителей стать непременно юристом или
врачом. Ты можешь стать самым
несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься
именно тебе. Обязательно размышляй над
тем, как осуществить свою мечту. Не
останавливайся на мысли: "Я буду
бизнесменом, у меня будет сотовый
телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят
поступить твои друзья. Поверь, ты
найдешь себе новых друзей, тем более что
вы будете заниматься тем, что вам
интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую
хочется тебе выбрать. Если это возможно,
побывай в том месте, где, как ты
предполагаешь, тебе придется работать
впоследствии, поговори с людьми, которые
уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не
может быть абсолютным и что в любое
время в твоей жизни могут произойти
перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога
школы. Тесты могут помочь выбрать
правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу
своих возможностей. Лучше осознавать
свои реальные силы, чем падать с высоты,
которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это
нормальное состояние, которое испытывают
все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с
практики, а не с теории. Например,
многие удачливые врачи начинали работать
медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на
те предметы, которые необходимы для
поступления в выбранное учебное
заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно
узнать сегодня. Пытайся узнать все: как
поступают, как учатся, как устраиваются
работать после окончания обучения. Это
поможет сложиться представлению о том,
что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных
мероприятиях — это поможет тебе
научиться общению и правильному
поведению в коллективе.
Советы родителям
Принятие решения о
выборе профессии
Важнейшая задача –
помочь ребенку разобраться в своих
профессиональных интересах и
склонностях, сильных и слабых сторонах
своей личности.
На этом этапе
подросток особенно нуждается в поддержке
и одобрении со стороны родителей, это
помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе
профессии, нужно помочь ему избежать
типичных ошибок. Знание их оградит
молодого человека от лишних или неверных
шагов, сэкономит время и поможет
получить наиболее подходящую для него
профессию.
Типичные ошибки
при выборе профессии
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не
знающие своих способностей, просто
поступают в то же учебное заведение, что
и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются
профессии экономиста, бухгалтера,
юриста, менеджера, переводчика и др.
Интерес к ним есть у большинства
выпускников школ, но не у всех есть
способности к этим профессиям (высокая
эрудиция, энергия, коммуникабельность,
работоспособность).
Отождествление учебного предмета
с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения
и решает, что ее призвание –
журналистика. Однако, профессия
журналиста предполагает частые поездки,
умение вникать в разные сферы
деятельности и взаимоотношения людей, а
не только написание статей.
Отождествление профессии с
конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается
старшим, летчиком по профессии. Из любви
к брату он тоже решает, что это его
призвание. Но это далеко не всегда
соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда
в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности
организма подростка, условия, в которых
придется работать, иначе его может
ожидать разочарование или ухудшение
состояния здоровья. Ряд профессий
предъявляют очень высокие требования к
физическому здоровью, а для некоторых
профессиональных занятий существует ряд
строгих медицинских критериев
профессиональной пригодности (например,
хорошее зрение для повара, кондитера,
водителя).
Устаревшие представления о
характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в
связи с техническим прогрессом приводит
к ошибкам. Нередко под названием
профессии скрыт совершенно новый темп и
характер труда. Всегда нужно стремиться
узнать именно о современном облике
профессии.
Неумение разобраться в себе,
своих склонностях, способностях и
мотивах
Помощь в самопознании могут оказать
психологи, специалисты по
профориентации, учителя, родители,
специальная литература.
Выбор профессии под давлением
родителей
Очень часто родители совершают ошибки,
влияющие на правильность
профессионального выбора подростка:
-
нередко родители активно
предлагают, а иногда
даже настаивают на
выборе варианта, который
в силу различных
обстоятельств жизни не
удалось осуществить им
самим. То есть через
ребенка они пытаются
реализовать свою мечту;
-
часто родительские
советы можно объединить
под рубрикой «полезно
для семейной жизни»:
«Будь врачом – нас и
себя будешь лечить»,
«Становись поваром –
хоть готовить научишься»
и т.д.;
-
еще одно родительское
заблуждение –
представление о том, что
высшее образование,
которое непременно
должен получить их
ребенок, автоматически
разрешит проблемы с
нахождением удачной и
хорошо оплачиваемой
работы. Особенно
печально, когда
установка на получение
высшего образования
столь сильна, что в
жертву ей приносятся и
способности, и
склонности, и реальная
оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал,
что желаемый им уровень образования, в
данном случае – высшее
образование, может быть достигнут и
ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ,
или при совмещении работы с заочной
формой обучения.
Родителям не нужно забывать о
потребностях, интересах, способностях
своих детей. Можно помогать, но не
заставлять.
Для принятия реалистичного
решения о выборе профессии необходимо
проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и
склонности, выяснить, какие профессии
ему нравятся, представляет ли он, чем
хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями,
которые может предъявить выбранная им
профессия. Помочь ему выявить
способности и умения, знания и навыки,
полученные в школе, рассказать, как
можно применить их к выбираемой
профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребована
выбираемая профессия на рынке труда и
где можно получить профессиональное
образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько
альтернативных вариантов
профессионального выбора.
2. Оцените вместе с
подростком достоинства и недостатки
каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его
успешности в каждом выборе и просчитать
последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с
ребенком запасные варианты на случай
затруднения в реализации основного
плана.
Каталог интернет-ресурсов о
профориентации
Адрес
веб-сайта
|
Комментарий
|
www.proforientator.ru
|
Сайт
центра
тестирования
и
развития
"Гуманитарные
технологии".
На сайте
можно
найти
информацию
о
профессиях,
получить
оперативные
новости
о днях
открытых
дверей и
образовательных
выставках,
пройти
экспресс-профориетационные
тесты.
На этом
сайте
содержатся
тематические
статьи
по
вопросам
выбора
профессии.
Приводится
описание
большого
количества
профессий,
которые
по
различным
рейтингам
являются
наиболее
востребованными
на
современном
рынке
труда. В
отдельном
разделе
есть
описания
вузов,
профильных
школ,
подготовительных
курсов.
|
www.profvibor.ru
|
Сайт
центра
социально-трудовой
адаптации
и
профориентации
"Гагаринский".
На сайте
содержится
каталог
профессий,
тематические
статьи о
профессиях.
На сайте
учащиеся
могут
пройти
профориентационные
тесты,
получить
консультацию
психолога,
задать
интересующие
их
вопросы
на
форуме.
На сайте
есть
раздел
для
ответственных
за
профориентационную
работу в
школе.
|
www.e-xecutive.ru/career/trades
|
"E-xecutive.ru:
справочник
профессий".
Раздел
сайта "E-xecutive"
содержит
как
общие
описания
профессий,
так и
специфические
описания
позиций
для
таких
областей
профессиональной
деятельности,
как
"Реклама
и PR",
"Клиентские
отношения",
"Администрирование",
"Работа
с
персоналом",
"Маркетинг
и
продажи"
и др.
|
www.ucheba.ru/prof
|
На
сайте
представлено
более
600
описаний
наиболее
востребованных
на
сегодняшний
день
профессий,
квалифицированных
по
разделам.
Кроме
того,
Учеба.ру
-
крупнейший
портал,
посвященный
обучению
и
образованию,
содержащий
информацию
о лучших
вузах,
школах,
лицеях,
детских
садах
Москвы и
России.
Образование
за
рубежом,
рейтинги
учебных
заведений
и
предложения
от
репетиторов.
|
www.znanie.info
|
Официальный
сайт
проектов
оргкомитета
международных
выставок
"Образование
и
карьера
- XXI век".
На сайте
находится
информация
о
справочниках:
"Высшее
профессиональное
образование
в
России",
"Среднее
и
начальное
профессиональное
образование
в Москве
и
Московской
области",
"Энциклопедия
"Карьера".
|
www.examen.ru
|
Сайт
содержит
базу
данных
по вузам
Москвы с
информацией
о
вступительных
экзаменах,
подготовительных
курсах,
специальностях
обучения,
наличии
военной
кафедры
и
отсрочки
от
армии,
изучаемых
иностранных
языках и
материально-технической
базе. На
сайте
также
можно
найти
информацию
об
организациях,
занимающихся
обучением
за
рубежом,
а также
публикации,
нормативные
документы
и
новости,
относящиеся
к
высшему
образованию.
|
www.edu.ru
|
"Российское
образование".
Сайт
содержит
ссылки
на
федеральные
образовательные
порталы,
информацию
о
государственных
образовательных
стандартах,
новости
образовательных
сайтов и
сведения
об
основных
мероприятиях
в
области
образования.
|
|