|
|
Инклюзивное образование в дошкольных группах
В соответствии с ФГОС дошкольного образования ребёнок является субъектом образовательного процесса наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка. Государственный стандарт ставит перед педагогами следующие задачи: · обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья ребенка; · сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников; · построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей; · оказывать семье ребёнка консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория малышей с определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности: с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Такие дети нуждаются в специальных условиях воспитания и образования. Введение ФГОС ДОУ направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Главный принцип инклюзии - совместность. Исследователи выделяют восемь принципов инклюзивного образования, которые детально характеризуют особенности этого феномена: · Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. · Каждый человек способен чувствовать и думать. · Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. · Все люди нуждаются друг в друге. · Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. · Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. · Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. · Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для их полноценного развития и воспитания. Поэтому в ДОУ создаются группы комбинированной направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Задачи комбинированных групп: · Предоставить возможность детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ. · Построить образовательную программ с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзии. · Обеспечить полноценную максимальную интеграцию детей с ОВЗ в коллектив путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса. · Организовать эффективное взаимодействие с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими) с целью создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях. · Осуществлять психопрофилактическую работу с родителями (лицами, их заменяющими) здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе. · Мотивировать родителей воспитанников (лиц, их заменяющих) к активному включению в процесс обучения и развития детей. · Осуществлять коррекционно-педагогическую, психологическую и социальную коррекцию детей с ОВЗ. Категории детей с ОВЗ В педагогической среде принято разделять детей с особым развитием на несколько категорий в зависимости от того, какие именно нарушения они имеют: · С нарушениями слуха: слабослышащие и глухих с рождения и позднооглохшие. · Дети, имеющие проблемы со зрением. · С интеллектуальными и речевыми нарушениями. · Дети, имеющие определенные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. · С проблемами в эмоционально-волевой сфере, в том числе с нарушениями аутистического спектра. · Дети с задержкой психического развития. · Дети, имеющие комплекс проблем. Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения и индивидуально-ориентированной программой развития для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей (возраста, структуры нарушения, уровня психического развития и т.п.). На каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется индивидуальная адаптированная программа развития на основе программ, рекомендованных Министерством образования. В результате продуктивной работы в комбинированных группах дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе.
|
©opyright by tumaschool3®
Авторы сайта: администрация МОУ "Тумская СОШ №3"
Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, р.п. Тума, ул. Советская, д.76а
Адрес электронной почты: sosh3.tuma@ryazangov.ru, tuma3@mail.ru
тел. (49142) 4-02-51