Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
  МОУ "Тумская СОШ №3"

 

             Логотип МОУ «Тумская СОШ №3»     
 Сайт Правительства РФ  Сайт Министерства провсещения РФ Сайт Рособрнадзора Сайт Клепиковского управления образования Независимая оценка качества образования
Праздники России
       


 

   

Инклюзивное образование

   сайт ОВЗСайт 2 ОВЗ

       Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

       В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

       Задачи:

- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

- совершенствование системы кадрового обеспечения.

 

       В образовательной организации  созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

- школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;

- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

Обучение детей с ОВЗ

       К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

       Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

          

       Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

       Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

       В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

       Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

       Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам"

 

Правила организации обучения детей инвалидов в школе

       Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания».

       Перед началом учебного года специалисты проводят беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

       Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием.

Рекомендации учителям

       Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат.

       На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ.

       Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты.

       Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах.

       Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с родителями.

Рекомендации родителям

       Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек.

       Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями.

       Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем.

       Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми.

       Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок.


Нормативные документы

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2013 №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

 

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 №07-3517 "Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 года №436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"

 

Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения"

 

Положение об организации индивидуального обучения детей

   

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

    

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (АООП ООО) МОУ "Тумская СОШ №3"

    

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) МОУ "Тумская СОШ №3"

    

Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ

    

Программа социально-психологической адаптации детей с ОВЗ


Сведения о специалистах

 

Дефектолог -
Олигофренопедагог -
Сурдопедагог -
Тифлопедагог -
Социальный педагог v
Педагог-психолог v
Медицинский работник v
Логопед v

      

                                                ©opyright by tumaschool3®

Авторы сайта: администрация МОУ "Тумская СОШ №3"

Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, р.п. Тума, ул. Советская, д.76а

Адрес электронной почты: tuma3@mail.ru

тел. (49142) 4-02-51