|
||||||||||||||||
Инклюзивное образование
Получение детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной
цели в области
реализации права на образование детей с ограниченными возможностями
здоровья в школе рассматривается создание условий для получения
образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических
особенностей.
Задачи: - обеспечение условий для
реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; - организация качественной
коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами
отклонений в развитии; - сохранение и укрепление здоровья
учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; - создание благоприятного
психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных
способностей учащихся с ОВЗ; - совершенствование системы
кадрового обеспечения. В образовательной организации созданы условия
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми-инвалидами: - школа реализует специальные
(коррекционные) программы начального общего, основного общего и среднего
общего
образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья; - по медицинским и
социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей
(законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение
на дому; - вопросы деятельности
образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения
и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного
учреждения; - в целях обеспечения освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме
образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и
(или) психического развития в школе работает педагог-психолог; - для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Обучение детей с ОВЗ К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2)
относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без
создания специальных условий. Особенности организации образовательной деятельности
для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015
(далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и
статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам
и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на
получение образования? Каждому ребенку от рождения принадлежат и
гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в
соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ
и другими нормативными правовыми актами. В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала
Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает
право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование
детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации
данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту
инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает
получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых
условий для его получения. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г.
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам" Правила организации обучения детей инвалидов в школе Довольно непросто дается обучение детей инвалидов в
школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно которым
должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно, построить
процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить
каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется
называть детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Это сокращение чаще встречается в законах, касающихся
детей-инвалидов. В 2008 году в России была принята Конвенция о правах
инвалидов, которая гарантирует каждому ребенку-инвалиду доступ к
«инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему
образованию в местах своего проживания». Перед началом учебного года специалисты проводят
беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. При
обучении делается акцент на развитие терпимости и добром отношении друг
к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. Ребенка заранее
знакомят с учителем начальной школы, а затем со всеми учителями в
средней и старшей школе. Ребенок должен адаптироваться к новому
пространству, кабинетной системе, большому количеству людей, к разным
требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А также
принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от
одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества
учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении
родителей. Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные,
поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и
индивидуальная помощь. Рядом с ребенком должен быть специалист, который
будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят
от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен
в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с
родителями. Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать
особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо,
чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным. Одноклассники
должны быть под постоянным наблюдением, так как все дети разные. Ребенок
инвалид в школе может быть объектом пристального внимания со стороны
педагогов и медицинского персонала. Необходимо привлечь других детей,
которые бы общались с таким ребенком на переменах, после уроков, играя и
помогая с домашним заданием.
Рекомендации учителям Необходимо поддерживать ситуацию справедливости в классе, но не равнять всех детей по одному правилу, а оценивать их настолько, насколько они способны дать максимальный положительный результат. На уроках должна создаваться «ситуация успеха» для особенных деток, чтобы ребенок чувствовал, что он тоже это может, причем на глазах у сверстников. Может быть даже организовать небольшую поддержку, чтобы дети приходили за помощью и объяснениями к ребенку с ОВЗ. Учитель должен понимать, ради чего прикладываются всевозможные усилия для этого ребенка. В течение года с таким ребенком должны заниматься дополнительно не только учителя, но и психологи, логопеды и другие специалисты. Организация учебного процесса должна быть максимально взаимодействующей как по общим выбранным правилам, так и по некоторым индивидуальным требованиям на разных предметах. Отмечать достижения ребенка необходимо вместе с
родителями.
Рекомендации родителям Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с учителями, особенно с «сопровождающим» ребенка учителем. Требования всех членов семьи к ребенку должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит,
ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать
родители. Следует знать об этом и следить за тем, чтобы права детей
инвалидов в школе соблюдались. Такой труд очень нелегок. Нормативные документы
Положение об организации индивидуального обучения детей
Программа психологического сопровождения ребенка с ОВЗ
Сведения о специалистах
|
©opyright by tumaschool3®
Авторы сайта: администрация МОУ "Тумская СОШ №3"
Адрес: Рязанская область, Клепиковский район, р.п. Тума, ул. Советская, д.76а
Адрес электронной почты: tuma3@mail.ru
тел. (49142) 4-02-51